2020 год стал переломным для быстро развивающейся туристической отрасли. Еще в начале года в Париже и Амстердаме проходили демонстрации с просьбой ограничить посещение культурных объектов туристами, потому что это очень затрудняло жизнь горожан.
Никто не мог предположить, что вскоре индустрия путешествий окажется в кризисе. Каким образом пандемия COVID-19 повлияла на развитие отрасли и каким мы видим движение к дальнейшему процветанию, наши эксперты попытались изложить в этой статье.
Какие тренды будут определять развитие индустрии в 2021 году?
#1 Люди хотят путешествовать
Скрытый спрос на поездки существует и он ждет только разрешения, чтобы люди отправились в путь, не дожидаясь получения доступной вакцины.
В Китае, который уже эффективно контролирует распространение вируса — наблюдается внутреннее восстановление как в сегменте отдыха, как и деловых поездок и деловых поездок.
Европа, во главе с Германией, показывает обнадеживающие первые признаки восстановления спроса на путешествия.
Другие регионы, включая Соединенные Штаты еще не взяли под контроль распространения вируса, но даже в этом случае мы видим значительное количество поисков и предварительных заказов.
#2 Внутренний туризм как альтернатива международному
В условиях коронавируса жителям почти всех стран ничего не остается, кроме как обратить внимание на внутренние направления.
По данным АТОР, Россия находится на втором месте в мире по восстановлению внутреннего туризма: в минувшем октябре он просел на 17% относительно того же периода 2019 года. На фоне драматического падения международных направлений это выглядит как достижение. В этом году россияне отправились исследовать Карелию, Урал, Ингушетию, Чукотку и добрались до Магадана — количество отдохнувших там туристов увеличилось на 35%. В Бурятии и на Алтае, по данным АТОР, в июле и августе турпоток вырос на 5–10% по сравнению с прошлогодними значениями, а отели черноморских курортов были почти заполнены.
#3 Уменьшение глубины покупок из-за нестабильности ситуации
Сокращение глубины покупок вызвано опасениями отмены рейсов и невозврата денег за бронь в отеле. Если раньше туры покупали за месяц до вылета, а обычные авиабилеты — за десять дней, то сейчас путешественники делают это в самый последний момент.
Сейчас нельзя полностью положиться даже на внутренний туризм, поскольку в любой момент может быть введено новое ограничение, которое перечеркнет все планы.
Таким образом мы плавно переходим к следующему тренду:
#4 Концепция Business pleasure
Стирание грани между бизнесом и отдыхом – один из самых важных трендов этого/будущего года. Среди туристов сейчас много сотрудников компаний, которые работают удаленно и могут путешествовать, не дожидаясь отпуска. Дистанционный режим позволяет выполнять свои обязанности и одновременно проходить лечение в санатории или отдыхать на Мальдивах. Теперь в перечне популярных требований к сервису отеля значатся дополнительные условия: стабильный интернет, доступные розетки, регулируемые столы и эргономичные стулья, тихие и комфортные номера.
#5 Индивидуальный подход к каждому путешественнику
В конце концов, путешествие — это глубоко личное дело и надо расширить свое представление о том, что представляет собой путь клиента от первой мысли о том, что надо бы куда-нибудь поехать, до окончания поездки и финансового отчета. Надо постараться предусмотреть многовариантность опыта путешественника (сегментация), а не сосредотачиваться на среднестатистической монолитной информации.
#6 Безопасность
В целом по миру туристы и корпоративные клиенты стали осторожнее при выборе маршрутов и оценке рисков, повысились их запросы к организации работы и отдыха и условиям гигиены. При этом потребность в путешествиях не уменьшилась.
В период пандемии году неценовые факторы стали иметь большее значение для клиентов.
Прежде чем стимулировать спрос, отрасль должна обеспечить путешественнику уверенность в безопасности.
Путешественник должен чувствовать себя комфортно во всех точках соприкосновения с действительностью, а это может обеспечить только профессиональный подход к обеспечению безопасности во время путешествия.
#7 Быстрый переход туристической отрасли в онлайн
Опыт последнего полугодия показал, что переход на онлайн продажу – это объективная реальность и необходимость. Этот переход соответствует актуальным запросам аудитории. Сегодня происходит глобальная смена потребительского поведения с переориентацией на онлайн. В отчете об электронной коммерции ЕС за 2020 год подчеркивается, что покупатели в возрастной группе от 25 до 54 лет чаще всего покупали туры в интернете (57%). При этом анализ по европейским странам показал разный уровень развития онлайн-услуг: в Британии цифровизация туризма составляет более 90%, в Румынии — менее 30%.
Если раньше туристический бизнес приспосабливался к онлайн-среде постепенно, то сейчас переход в цифру — вынужденная и необходимая мера, чтобы выжить.
Международные эксперты предполагают восстановление рынка авиаперевозок до уровня докризисного 2019 года только к 2024 году. Восстановление объема гостиничных бронирований к 2023.
Это не быстро, тем более, что восстановление рынка деловых поездок займет еще больше времени.
Тем не менее нашей индустрии не привыкать к трудностям и, серьезно поврежденный пандемией рынок, руководимый сильными лидерами, удерживается на плаву и настроен на долгосрочный рост.
По материалам:
Skift Research in partnership with McKinsey&Company
2020